На главную
Логин
Пароль
Забыли пароль?
 
На главную » Центральная Азия » Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)
Центральная Азия, Выбор редакции, Журнал 2007-5
Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)

Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)Аскар Акаевич Акаев, известный государственный и политический деятель Республики Кыргызстан, в 1990– 2005 гг. - президент страны, ученый, академик, автор более 150 научных работ, в интервью журналу «Экономические стратегии - Центральная Азия» - об универсальной формуле демократии, центральноазиатском «эффекте домино» и политической фантастике.

 

Аскар Акаевич, как Вы оцениваете ход политических реформ в Центральной Азии и России? В чем, по Вашему мнению, причина медленной реализации демократических реформ в странах Центральной Азии?
Ход политических реформ в странах Центральной Азии и России, особенно в России и Казахстане, оцениваю весьма положительно. Оставлю при этом в стороне вопрос об одном из центрально-азиатских государств, примыкающих к Каспию. В разных странах политическое реформирование идет по-разному, испытывая влияние истории, национальных особенностей, внешних обстоятельств и других привходящих факторов. В целом же не хотел бы быть арбитром, тем более судьей, в столь важной сфере, затрагивающей национальные судьбы стран региона. Давно уже убедился, что нельзя все страны стричь, как говорится, под одну гребенку.
 
Мое внимание больше привлекла вторая часть Вашего вопроса - о медленной реализации демократических реформ в регионе. Что значит медленно? По каким историческим меркам? Мне кажется, что демократическое реформирование в странах Центрально-Азиатского региона осуществляется стремительно. По причине спешки возникают определенные болезненные перекосы, приводящие в ряде случаев к политическим и социально-экономическим неурядицам. Точкой отсчета в наших условиях стал 1991 год, когда рухнула советская авторитарная система, и центральноазиатские республики стали на суверенный путь развития. С тех пор прошло 16 лет. Наши страны сделали за этот период гигантский демократический рывок. Только слепой этого не видит.
 
Представление о том, что все у нас делается медленно, а порой и плохо, насаждается определенными силами на Западе, а нередко и нашими доморощенными демократами. Я посоветовал бы углубиться в историю становления демократии в тех странах, которые считаются в этой области лидерами. Многим из них потребовалась не одна сотня лет, чтобы выйти на нынешние рубежи, с высоты которых они поучают другие страны, насаждая порой свою линию не только методами убеждения, но и мечом. Вдумайтесь в историю США, где еще 40 лет назад царствовала расовая сегрегация. Кровью написана демократия во Франции и Англии. Через губительные катаклизмы, жертвой которых стал весь мир, прошли Германия и Япония. Нет ни одной страны, где демократический процесс развивался без трудностей и потрясений. После распада СССР в социально-экономической области переход от централизованной системы хозяйства к новому укладу экономической жизни совершался на основе «шоковой терапии». Сотни миллионов людей на собственной тяжком опыте убедились, к каким издержкам для народа это привело. Мне порой кажется, что к методу «шоковой терапии» нас подталкивают и в области развития демократии.
 

Исхожу из того, что каждому народу должно быть предоставлено право самостоятельно выбирать направление и ход демократического развития, разумеется, с учетом позитивного зарубежного опыта и при благожелательной помощи мирового сообщества. Избавь нас, Всевышний, от чужеземного революционного опыта, неоправданной торопливости и шоковых испытаний!

 

Насколько демократия, которая в близком к идеальному варианте существует преимущественно в западных странах, применима к Центральной Азии, учитывая культуру и историю этого региона?
Не сомневаюсь в ее применимости, но лишь в широком историческом контексте. Речь в данном случае идет о базовых принципах демократии как системы народовластия. Наряду с ними существуют и специфические особенности, зависящие от конкретных условий, в которых происходит развитие демократии. Это обогащает демократический процесс, лучше сопрягает его с жизнью, с требованиями общества. Развитие демократии - это непрерывный процесс, в ходе которого происходит ее восхождение на более высокий уровень.
 
Линия на нивелирование демократического процесса, подгонка его под какие-то модели, пусть даже лучшего заокеанского типа, не отвечает интересам общественного развития. Из теории систем известно, что устойчивыми являются лишь социальные структуры, основанные на многообразии входящих в них составных элементов.
 
Над проблемами развития демократии я как ученый, государственный и политический деятель размышляю уже давно. Мои мысли на эту тему изложены в ряде книг. Главным выводом является тезис о том, что нет и не может быть универсальной формулы демократии, одинаково применимой ко всем временам, странам и народам. Каждый народ сам выбирает путь демократического развития, своего рода «путь к Храму». В российских общественно-политических кругах в последнее время закрепилось понятие «суверенная демократия». Мои взгляды близки к этой концепции. В своих размышлениях прихожу к выводу о том, что в ходе исторического развития, видимо, будет происходить конвергенция, последовательно приближающая нас к тому, что Вы называете «идеальным вариантом». Это вариант многообразия, но не нивелирования. У каждого народа, у каждой цивилизации есть непреходящие' духовные, нравственные ценности, которые надо не только беречь, но и приумножать во имя сохранения в мире культурного многоцветия. Нельзя допускать в духовной жизни монополии ни Запада, ни Востока, ни отдельных частей Запада, ни отдельных частей Востока. Иначе духовное, культурное богатство малых стран бесследно сгорит в схватке мировых великанов за монопольное положение. В конечном счете я пришел к выводу о неизбежности развития в историческом плане процесса многосторонней демократической конвергенции, при которой в этой области будет происходить взаимное обогащение демократическими ценностями. Подчеркиваю - взаимное обогащение.
 
Страны Центральной Азии и Россия совсем недавно встали на путь развития демократии. Их многовековая культура на равных во шла в мировую духовную сокровищницу. Они вносят ныне весомый вклад в мировой демократический процесс. Этот вклад, в чем я уверен, будет вровень с их многовековым духовным и культурным наследием.
 

Хотя аналогии порой и рискованны, но все же в подтверждение высказанных мыслей попытаюсь прибегнуть к этому методу. Человек, прежде чем достичь гражданской зрелости, проходит через этапы детства, отрочества, юности и взросления. Порой даже у выдающихся общественных лидеров бывают в жизни непростые ситуации, своего рода взлеты и падения. Нечто схожее можно проследить и в социальных системах. С точки зрения развития демократии центральноазиатские общественно-политические системы ныне находятся на границе между юностью и взрослением. Дайте время, не подталкивайте их силой, не заставляйте совершать поспешные шаги, ведущие к смуте и неурядицам. Тогда мы намного быстрее получим на центральноазиатском пространстве зрелое гражданское общество. Тяга к идеалу всегда и для всех народов была стимулом прогресса, хотя в понятие «идеал» вкладывается разное содержание. Демократический идеал в этом плане понимается более единообразно. Тяга к нему будет со временем возрастать, в этом я уверен.


Как Вы оцениваете политические реформы в Казахстане? Предполагается, что широкие демократические реформы в Казахстане могут отразиться на других центральноазиатских странах, то есть сработает «эффект домино». Что Вы думаете по этому поводу?
Считаю Казахстан флагманом прогрессивных преобразований и демократических реформ в Центральной Азии. Во многом это определяется ролью лидера страны Нурсултана Назарбаева, который умело использует духовный и интеллектуальный потенциал страны, ее богатейшие минеральные ресурсы на пользу народа и общества. Что касается «эффекта домино», то возникает вопрос, что вкладывается в это понятие. Обычно считают, что крах одного из звеньев в неустойчивой системе приводит к краху всей системы. Но нынешний Казахстан не слабое, а сильное звено. Эта «костяшка» стоит прочно. Думаю, что Казахстан будет всемерно оберегать устойчивость центральноазиатской системы, ключевым звеном которой он является. И мощные демократические ветры, сегодня дующие из Астаны, будут укреплять демократическое здоровье соседей Казахстана по региону, а не оказывать на них губительное воздействие. Достаточно той разрухи в политической, государственной и социально-экономической жизни, а также в умах миллионов людей, которую мы пережили после краха Союза. «Эффект домино» Казахстана, если о нем можно говорить, может быть только позитивным и созидательным.

 

Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)Центральная Азия остается одним из беднейших регионов мира, мало интегрированным в мировую экономику. В чем причина этого и как Вы оцениваете экономический потенциал стран Центральной Азии?
Вы верно оцениваете положение нашего региона. Причины его бедности многообразны. Некоторые из них восходят к истории, другие относятся к числу обретенных в новые времена. Парадокс заключается в том, что из феодализма центральноазиатское общество попало в так называемое социалистическое общество, которое через 70 лет оказалось в тупике и рухнуло, оставив нас на развалинах. Я никогда не был склонен к острой критике советского периода. Он очень многое дал Кыргызстану и другим странам региона, позволил им выйти на современный уровень развития. Но этот период все же завел нас в исторический тупик, выход из которого сопряжен с большими издержками. Мы можем ругать большевиков и перестройщиков, но искать выход теперь надо нам самим.
 

Переход отдельных стран, а порой и регионов из состояния бедности к благополучию не является научной фантастикой. Об этом, в частности, свидетельствует опыт стран Юго-Восточной Азии, входящих в АСЕАН. Разительные перемены происходят в Китае и Индии. Поучителен пример России и Казахстана,  сегодня  преодолевших кризис и вставших на рельсы поступательного развития. Думаю, что не за горами то время, когда и Центральную Азию не будут считать бедным регионом. Наши страны богаты интеллектуальными и сырьевыми ресурсами, хотя они распределены неравномерно. Это, в частности, относится к Кыргызстану. Будучи президентом, я проводил линию на вхождение моей страны с учетом ее весомого интеллектуального потенциала в стремнину информационной революции как ключевой составной части процесса глобализации. Жаль, что в разрушительных жерновах «тюльпановой революции» республика потеряла темп и перспективы.

 

Казахстан давно выдвинул идею создания общего экономического пространства в Центральной Азии. Насколько реалистична эта идея, по Вашему мнению, учитывая, что страны региона имеют разную структуру экономики и находятся на различных уровнях развития?
Считаю эту инициативу весьма плодотворной, хотя ее реализация представляется весьма сложной. И дело не в разном уровне экономического развития стран региона. Подобное сотрудничество может осуществляться, например, в более широком формате. Исторически в силу объективных условий обязательным членом центральноазиатского экономического уравнения была и остается Россия. Если это так, то конфигурация типа ЕврАзЭС, похоже, становится в этой области наиболее оптимальной. Во многом это связано с тем, что центральноазиатские экономики, начиная с советских времен, тесно связаны с российской экономикой.
 

В 2003 году я делал в российском Совете по внешней и обороной политике доклад на тему «Куда идет Центральная Азия?» и в нем предсказывал неизбежный в историческом плане поворот стран Центральной Азии в сторону России. Так в последнее время с пользой для обеих сторон и происходит.

 

В чем причина экономического отставания бывшего лидера Центральной Азии - Узбекистана? Каков Ваш прогноз относительно развития этой страны?
По ряду причин хотел бы воздержаться от комментариев по этому вопросу. Надеюсь, что Вы меня поймете. В годы своего президентства я много сделал для укрепления дружбы и развития сотрудничества с Узбекистаном. Пользуясь случаем, передаю братскому узбекскому народу наилучшие пожелания благополучия и процветания.

 

Каким Вы видите будущее Центральной Азии? Например, эксперты считают маловероятной возможность демократизации нефтеносных стран Ближнего Востока. Какие политические изменения могут произойти в нашем регионе в среднесрочной перспективе? С какими другими вызовами может столкнуться Центральная Азия?
Я не склонен придерживаться фаталистической точки зрения по вопросу о перспективе демократизации стран Ближнего Востока. Проблема в том, что некоторые силы не хотят ждать органичного, вызревшего в недрах общества развития этого процесса, требуют демократизации «здесь и сейчас», прибегая порой для достижения поставленной цели к силе, к «огню и мечу». Такая линия контрпродуктивна, она дает обратные результаты. Ближний Восток и его отдельные части придут к демократии, но своим путем и в надлежащее время. Самобытность этого региона восходит к глубокой древности. Ему надо дать возможность самому выстраивать свою судьбу.
 
Что касается будущего Центральной Азии, то тут я оптимист. Появляется все больше признаков того, что системный кризис, в котором регион оказался после распада СССР, близится к завершению. Важнейшим фактором прогресса считаю встроенность региона в такие структуры многостороннего сотрудничества, как ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, СНГ, укрепляющееся сотрудничество с Россией. Это позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся национальные ресурсы, восполняя за счет интеграционных связей отсутствие или дефицит отдельных элементов. В рамках указанных структур надежно решаются проблемы безопасности, что в условиях Центральной Азии представляется в высшей степени актуальным.
 
Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)Центральная Азия как неотъемлемая часть мирового сообщества сталкивается с теми же глобальными вызовами и угрозами, что и остальной мир. Но в наших условиях, и это показали события в Кыргызстане в марте 2005 года, большую опасность представляет внутренняя дестабилизация в отдельных частях региона. Для возвращения республики на рельсы устойчивого развития потребуются годы. Подобные катаклизмы болезненно сказываются на положении других центральноазиатских государств. Надо изжить в регионе призрак так называемых цветных революций, выгодных лишь внешним заокеанским силам с их квазидемократическими миссионерскими побуждениями. Стабильность и эволюция лучше, чем революция. Такой тезис я высказал в одной из своих книг и до сих пор придерживаюсь этого подхода.
 

Считаю, что если Центральная Азия в ближайшие 5-7 лет получит возможность развиваться в условиях стабильности и гражданского мира, то она достигнет социально-экономического благополучия и получит импульс для дальнейшего развития. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что на стороне наших интересов надежно стоят ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и такие цементирующие силы, как Россия и Китай.

 

В настоящее время часто обсуждаются такие варианты интеграции для Кыргызской Республики, как присоединение к Казахстану или России. Про- ' комментируйте, пожалуйста, эти идеи. Как Вы считаете, насколько сильно национальное самосознание у кыргызского народа?
Разгул воображения у политических фантастов безграничен. Именно к политической фантастике я отношу мысль о присоединении Кыргызстана к Казахстану или России. В многовековой истории кыргызского народа были тяжелейшие времена. Нынешние испытания не столь трагичны, как порой кажется. В истории ныне благополучных государств бывали взлеты и падения, но это не остановило их движения вперед. Возникшие в Кыргызстане в последние несколько лет трудности - это временное явление. На смену гражданской смуте и социальным неурядицам придут другие, более светлые времена. И они не за горами. В республике нарастает, набирает силу новая поросль политиков, мыслящих по-современному, хорошо понимающих сильные и слабые стороны своей страны. Они сохранят свое государство и обеспечат его движение вперед. Стоящие перед Кыргызстаном проблемы можно и нужно решать не за счет его присоединения к Казахстану, не путем «аншлюса», а путем укрепления всесторонних связей республики с соседями и окружающим миром. В добром отношении России, Казахстана и других наших партнеров к Кыргызстану мы не раз убеждались.

 

Что, по Вашему мнению, нужно сделать Кыргызстану, чтобы создать успешную модель «малой страны»?
Вы затронули очень важную для меня тему. Вопросу о роли малых стран в международной политике посвящен ряд моих научных трудов. Помимо весомой роли малых стран в деятельности различных глобальных организаций, например ООН, огромное значение имеет выстраивание их дружественных отношений с «большими друзьями», искренне поддерживающими стремление малых стран к сохранению национальной стабильности и завоеванного суверенитета. К таким «большим друзьям» Кыргызстана я всегда относил Россию, Китай, ряд крупных европейских и азиатских стран, а также ООН.
 

Вы ставите вопрос об условиях создания успешной модели развития малых стран. В физике, которой я посвятил много лет, существует такое понятие, как чистота эксперимента. Если в ходе эксперимента возникает внешнее воздействие, то работа идет прахом. В какой-то мере это относится и к данной проблеме. Надо обеспечивать малым странам возможность в максимально полной мере использовать в целях развития собственные ресурсы, восполняя их отсутствие за счет внешней помощи строго сообразно потребностям этих стран, а не интересам внешних партнеров. Короче говоря, надо дать возможность малым странам устойчиво развиваться в соответствии с собственными устремлениями, оберегая в них внутреннюю стабильность и гражданский мир, предотвращая политические катаклизмы типа поддерживаемых извне цветных революций. Внутренняя стабильность - это наилучшая предпосылка устойчивого развития всех государств, но особенно малых стран.

 

Комментарии:

#1 Асылбек Джунусов (1 марта 2009 13:12)

Аскар Акаев , не смотря ни на что, имеет большие заслуги в Кыргызстане.  Укрепил  Кыргызстан в продвижении к демократии и свободе. Свобода дорогого стоит. Пока она есть, его не замечают, но когда его нет, задыхаются. По иронии судьбы революция стала возможной благодаря свободе.
Выражаю уверенность, что Аскар Акаевич ещё приносит пользу Кыргызстану и его народу. Для этого не обязательно быть президентом.

 

#2 Кулжанова Алина (17 марта 2009 17:57)

Я с 2005 года не видела и не слышала нашего экс президента, быть может наш народ и злится на него, за то что он так ушел недостойно и бросил свою страну в такую сложную минуту, но в данное время его вспоминают как человека, который не мало сделал для развития своей страны, говорить только о минусах при его правлении не правильно и глупо, в данное время в нвшей стране наступил, такой момент не поймешь куда мы идем вперед или назад, новый налоговый кодекс от которого у всех волосы поднялись дыбом, кажется скоро придется платить и за воздух, энергетический кризис, вода которая столько лет стояла на водохронилище вдруг исчезла, приватизация стратегических секторов экономики, преследование всех кто связан с опозицией и имеет какой-либо вес в обществе.

 

#3 slavka508 (18 апреля 2009 14:05)
Спасибо за акруальный материал. Жду дальнейшего продолжения. Сайт радует

 

#4 Svtellankka (17 июня 2009 21:39)
Мне кажется или автор что-то недоговаривает

 

#5 Nadenkka (17 июня 2009 23:42)
Ух ты, мне понравилось!

 

#6 Svtellankka (18 июня 2009 01:26)
Интересно, я даже и недумала об этом…

 

#7 Adolfo395 (24 июля 2009 09:57)
Никогда не знаешь, что может пригодиться в следующую минуту. Спасибо.

 

#8 Valkagogo (24 июля 2009 19:01)
Привет! Я новенькая на inesnet.kz! По большому счёту я с вами согласна. Просто некоторым кажется, что им обязательно надо чем-то выделиться из общей массы. А чем выделяться, это уже не важно.

 

#9 phon1x (25 июля 2009 11:15)
Большое спасибо)

То что давно искал) Спасибо.

Благодарю)

Автору поста - отдельное спасибо)

Огромное спасибо за инфу)))

Спасибо!

Спасибо!

 

#10 phon1x (26 июля 2009 00:03)
Cпасибо! :)

Спасибо большое)

 


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Авторская колонка
Г. Бельгер «Казахское слово: избранное».

16 июня в дискуссионном клубе «Айтпарк» Героль Бельгер ответит на интересующие вопросы читателей о новой книге и не только.

 

Последние комментарии

Айтолкын Курманова - Финансовый центр в Алматы: необходимость или имидж? (публикация в №3/2006. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия) (48)


Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия) (156)


Журнал “Vox Populi” №16/2009 Вирусная вспышка (92)


Выбор редакции
Аскар АКАЕВ - Стабильность и эволюция лучше, чем революция (публикация в №5/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)

 

Айтолкын Курманова - Финансовый центр в Алматы: необходимость или имидж? (публикация в №3/2006. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)

 

Ицхак АДИЗЕС – Насколько практика Адизеса отличается от консалтинга (публикация в №2/2007. Журнал Экономические стратегии - Центральная Азия)

 

Бахыт Султанов: «Экономика предвещает стабильный рост»

 

Голосование

да
нет
затрудняюсь ответить


Пройти тесты!

Партнеры
Партнеры